Зимой дети должны находиться на воздухе не менее 3-4 часов в день. Чтобы дети охотно проводили время на воздухе, не скучали, не мерзли, воспитатель должен тщательно продумывать содержание прогулки. Спортивные развлечения: бег на коньках, хождение на лыжах, катание на санках и различные игры, используемые на прогулках.

Правильно организованные спортивные развлечения укрепляют здоровье ребенка, закаляют его организм, помогают развитию двигательного аппарата детей, усиливают обмен веществ.

Но чтобы спортивные развлечения оказали положительное влияние на детей, ими надо руководить. Прежде всего, необходимо подготовить участок. Участок оформляется  специфическим зимним материалом – цветными льдинками, снеговыми фигурами и т.п.

Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Между деревьями на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разной конфигурации, вырезанные из разноцветного хлорвинила; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные погремушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до его рукой и ударить то он зазвучит.

Но нельзя ограничиваться лишь созданием условия для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно. Практика показывает, что с этим вопросом не все благополучно. Значительную часть времени  дети, устав от игры, не знают, чем себя занять, безучастно стоят возле взрослого, ожидая его указаний к действию. Но и после этого самостоятельная деятельность их оживляется ненадолго.

Зимние прогулки следует проводить при любых погодных условиях. Исключения составляют дни, когда столбик термометра опускается ниже - 15°С или дует пронзительные холодный ветер (Подробнее см. СанПиН). Отменять прогулку имеет право только врач или старшая медицинская сестра.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, веселых игр и развлечений. При оборудовании площадок для таких игр следует предусмотреть возможность для разнообразных движений. Для прыжков, упражнений в равновесии иметь снежные валы, для метания – мишени. Желательно сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят: например, лисе дать корзину для метания, у жирафа  между ногами предусмотреть проход, чтобы дети могли проползать , колпак на голове снеговика дает возможность упражняться в меткости.

Ледяные горки

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений.

Правила:

- кататься в одном направлении

- кататься с интервалом

- быстро уходить с дорожки после скольжения

- не перебегать ледяную дорожку

Скольжение по ледяным дорожкам следует начинать со 2-ой младшей группы. Сначала воспитатель берет малыша за руки и прокатывает по ледяной дорожке. К концу зимы дети 3-4 лет уже в состоянии самостоятельно скользить по ледяной дорожке. В старшей группе дети учатся энергично разбегаться по снегу и скользить как можно дольше по ледяной дорожке. Для старших детей дорожку можно залить до 8-10 метров, шириной 50-60 см.

Снежная горка

Делается силами родителей и воспитателей. Высота горки в младшей группе 1 м – 1,2 м; в средней и старшей группе 1,5-2 м. ширина горки не менее 1 м. Хорошо, если есть возможность делать скат длинным.

Правила катания с горки:

- кататься по-очереди

- съезжать вниз с интервалом (только тогда, когда внизу никого нет).

- не останавливаться внизу, быстро уходить с дорожки раската после тго, как съехал с горки

- уметь делать повороты, тормозить в случае неожиданного появления препятствий.

Ходьба на лыжах

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходьбе на лыжах, можно уже с 3-х летнего возраста. Чистый морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение.

Нормально развивающемуся крепкому ребенку можно вставать на лыжи с 2-2,5 лет. Палки вначале не даются, надо учить ходить без полок, сохраняя равновесие.

Как определить размер лыж в соответствии с возрастом? Для малышей высота лыжи должна быть до локтя, для старших дошкольников – по поднятой вверх руке без учета кисти. Лыжные палки – ниже уровня плеч на 3-5 см.

Лыжи не должны иметь сучков, трещин, шероховатостей на скользящей поверхности. У малышей крепление мягкое, у старших – полужесткое.

Правила ходьбы на лыжах:

- идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего.

- не разговаривать на дистанции

- при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому

- скатываться с горки только тогда, когда внизу никого нет.

- если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

!!!!! ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ на зимних участках, педагог должен знать, что:

- все оборудование на участке должно иметь обтекаемую форму, без острых выступающих углов, сложных профилей, кромок, щелей, иметь фиксирующие устройства.

- перед катанием детей на лыжах следует проверять на прочность крепления лыж и длину палок.

- обучить правильно падать, не задевая товарищей лыжными палками, идти на расстоянии, не наталкиваясь друг на друга.

- тяжелые травмы могут произойти при катании на санках и с горок, если не соблюдаются следующие правила.

- по длине горки должны быть обязательно снежные барьеры без острых краев.

- наверху горки обязательно должна быть площадка, которую надо посыпать песком, чтобы дети не падали.

- лесенка должна быть пологой, не скользкой и с бортиками по краям. Лучше, если она сделана сбоку.

- высота и ширина горки должна соответствовать возрасту детей.

Одним из аспектов борьбы за здоровье ребенка является профилактика травматизма. Основное внимание в профилактике детского травматизма должно уделяться воспитательной работе, во время которой детям сообщают специальные знания, передают жизненный опыт.

Наша задача сделать прогулки максимально полезными для здоровья детей и не допустить, чтобы они стали причиной травм и увечий. 

Наши группы

cnt.sputnik.ru